Подготовлено Кондратьевой Е.В.
- Роль национальных инновационных систем в экономическом росте развитых стран
a. Линейная и нелинейная инновационная модель - Концепция национальных инновационных систем (НИС)
a. Основные определения и положения концепции
b. Инновации как главный фактор экономического развития
c. «Рассеянное знание»
d. Институты и технологии
e. Современные аспекты оценки экономических результатов технического прогресса - Заключение
2. Концепция национальных инновационных систем ( НИС )
Задача раздела — анализ основных идей ряда ведущих экономистов XX века с це¬лью показать, как развитие теории привело к созданию современной концепции инно¬вационной деятельности. Сложность этой задачи объясняется тем, что хотя о связи технологии с экономическим ростом написано много, вопрос остался по существу за рамками основных теорий экономического роста. В рамках неоклассического представления об экономике, технологии всегда рассматривались как экзо¬генный фактор, и поэтому категории инноваций и технического прогресса никогда не относились к центральным категориям в анализе неоклассиков.
Как известно, неоклассическая теория концентрируется на проблеме распреде¬ления ограниченных ресурсов. Для экономики, основная часть которой — материальное производство, этот вопрос имеет центральное значение. Однако за прошедшие 100 лет развития неоклассической парадигмы структура экономики принципиально изме¬нилась. Большая и растущая доля современного хозяйства основана на нематериальных активах: знаниях, идеях, технологиях. Речь идет не только о науке и технологиях, но и об активах создающихся в таких быстро растущих отрас¬лях как финансовые, банковские и профессиональные услуги, реклама. Использова¬ние их как экономического ресурса принципиально отличается от использования материальных продуктов. Не отчуждаемость знания в процессе обмена и продажи при постоянном производстве новых знаний в условиях информационной революции при¬водит к невозможности финансирования процесса создания знаний на рыночных, конкурентных условиях. Как следствие конкурентным преимуществом становится не столько обладание эксклюзивными знаниями, а способность к постоянному обучению и готовность воспринять новые идей, а также готовность нести риски, связанные с реализацией новых идей.
В этих условиях проблемы использования знания как экономического ресурса связаны не столько с его ограниченностью, как в случае с материальными активами, сколько с особенностями доступа к инфор¬мации, ее неопределенностью, способностью к обучению предпринимателей, фирм и экономических систем. На передний план выдвигаются «особые случаи», исключения, обстоятельства, остававшиеся за рамками экономического мейнстрима. Анализ усло¬вий и перспектив инновационного роста, особенностей формирования «новой» эконо¬мики конца XX- начала XX1 века требует демонтажа идейных представлений, порож¬денных в эпоху товаропроизводящей экономики Х1Х — первой половины XX века.
Одним из первых исследователей предложивший подход для объяснения национальных различий в степени проникновения новых технологий в экономику или в уровне технологического развития, был К.Фримен, который в 1987 г. ввел понятие национальной инновационной системы (НИС).